I Конгресс

Thursday, 7 May 2015

I Конгресс


I  КОНГРЕСС  МЕЖДУНАРОДНОЙ  ФЕДЕРАЦИИ  

ПРОФСОЮЗОВ  РАБОТНИКОВ  ГОСУДАРСТВЕННЫХ  УЧРЕЖДЕНИЙ 

И  ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

 

23   сентября   1992   года.                                                                                                                                    пос. Софрино (Моск. обл.)

           

 

             В работе Конгресса приняли участие 59  делегатов профсоюзов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, Российской Федерации, Таджикистана, Узбекистана, Загранпрофсовета, профорганизаций Западной группы войск.

             Делегации профсоюзов работников госучреждений Литвы и Украины участвовали в заседаниях Конгресса в качестве наблюдателей.

 

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

Конгресса Международной Федерации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания'

 

Конгресс Международной Федерации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания отме­чает, что за прошедшие два года после Учредительного съезда Федерации на территории бывшего СССР произошли коренные поли­тические и социально-экономические изменения.

Конгресс позитивно рассматривает завоевание независимости бывшими субъектами Союза, становление их равноправными членами мирового сообщества, утверждение демократических принципов в политической, экономической и социальной сферах.

В новых государствах последовательно внедряются общепри­нятые нормы международного права, в том числе право трудящихся на свободу объединения в профсоюзы и другие общественные объе­динения. Происходят существенные преобразования в профсоюзах, которые все более проявляют себя, как независимое движение трудящихся.

Вместе с тем Конгресс вынужден констатировать, что проис­ходящие дезинтеграционные процессы в экономике, просчеты в переходе к рыночным отношениямсущественно отразились на ухудшении жизненного уровня трудящихся и особенно работников госу­дарственных учреждений и общественного обслуживания. Повышение зарплаты не успевает за катастрофическим ростом инфляции, при этом значительно снижены возможности трудящихся в получении льгот из общественных фондов.

В этих условиях Конгресс высказывается за повышение уров­ня координации и согласия независимых государств в преодолении кризисных явлений, опираясь на выгоды сотрудничества в условиях сложившегося общего экономического пространства.

Подтверждая принцип полной независимости и самостоятель­ности входящих в Федерацию профсоюзов, Конгресс рассматривает её как форму взаимодействия, контактов и сотрудничества в выработке согласованной позиции по социальным, экономическим и правовым вопросам, как инструмент для взаимных консультаций, обмена опытом, взаимопомощи и поддержки.

Конгресс подчеркивает, что Федерация, выступая в качестве регионального международного объединения, будет содействовать объединению усилий членских организаций в расширении сотрудни­чества с родственными профсоюзами других государств, их регио­нальными и международными объединениями. Членство в Федерации не ограничивает самостоятельности профсоюзов во вступлении в другие международные и региональные объединения.

 

Принято единогласно на Конгрессе Международной Федерации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания

23 сентября 1992 года

 

 

ДОКЛАД

Председателя Международной Федерации профсоюзов И.Л. Гребенщикова «О работе Центрального Совета с 19 сентября 1990 года по сентябрь 1992 года и основных принципах деятельности Международной Федерации профсоюзов работников государственных учреждений и общественного обслуживания в новых условиях»

 

Уважаемые делегаты Конгресса!

 

Ровно два года прошло после Учредительного съезда Феде­рации. Событий в этот период было очень много.

Видимо, нет необходимости перечислять их. Они проходили На наших глазах, и мы все в той или иной мере были непосред­ственными их участниками.

Сегодня реальность такова.

На территории бывшего Союза существует 15 независимых государств, признанных мировым сообществом.

В государствах проходят неоднозначные сложные процессы,становление государственности, политической независимости осуществляется в крайне неблагоприятных экономических условиях, в обстановке раскручивания национальных противоречий, корни которых лежат в старой тоталитарной системе.

С трудом пробиваются ростки демократии.

Трудности переходного периода, а порой и некомпетентность, консерватизм в развитии рыночных отношений, разрыв экономических связей, национальные конфликты в некоторых государствах существенно отразились на жизненном уровне трудящихся и, в первую очередь, работников государственных учреждений и других организаций, которые объединяют наши профсоюзы.

Политические, экономические изменения существенно отразились и на профсоюзах.

Во-первых, оформились в качестве самостоятельных профсоюзы государств. И надо отметить, что заслуга Учредительного съезда нашей Федерации в том, что он решил эти вопросы более чем на год раньше образования независимых государств.

Сложился и складывается независимый характер профсоюзов от политических и государственных структур.

Создаются новые профсоюзы.

Тут имеет место несколько тенденций.

Это откол небольших профессиональных групп, формирование liих основе небольших самостоятельных профсоюзов, вызванное неудовлетворенностью деятельностью традиционных профсоюзов.

Вторая тенденция - это создание объединений, непонятно кем финансируемых, без какого-либо определенного профсоюзного членства, которые поддерживаются Правительствами.

Третья тенденция - это стремление руководителей некоторых ведомств к созданию своих "карманных" профсоюзов.

И наконец, в ряде государств наблюдается стремление объединиться в новые профцентры, ориентированные на определен­ные политические силы.

Качественно меняется и характер деятельности профсоюзов, в первую очередь, наших, усиливается акцент на вопросы индексации заработной платы, улучшение условий труда в широком понимании этого слова, активно внедряется система переговоров и коллективных договоров в государственных учреждениях.

Во многих государствах ясно просматривается желание правительств, отдельных политических сил расколоть профсоюзное движение и, самое главное, максимально ограничить права проф­союзов. Причем, в последнем едины как консерваторы, так и демократы.

Все это не ново для мирового профсоюзного движения. Если оглянуться на 150-летнюю историю его развития, то такие явления наступления на права профсоюзов, на их расчленение, на развал их международных организаций существовали всегда, да существуют и сейчас. Кстати, именно международная солидарность зачастую помогала им выжить и эффективно функционировать.

Деятельность нашей Федерации за прошедшие два года можно было бы разделить на два этапа. До декабря 1991 года и с декабря 1991 года. Несмотря на то, что профсоюзы в республиках после Учредительного съезда существовали как самостоятельные, независимые формирования, Центральный Совет и его аппарат, в связи с существованием в тот период Союзных структур, выполняли и традиционные обязанности - функции ЦК профсоюза. Сегодня говорить о них вряд ли целесообразно, поскольку это уже безвозвратное прошлое.

4 декабря 1991 года Пленум Федерации, руководствуясь положением Устава, исключил эти функции из уставных докумен­тов, переименовал Федерацию в Международную, организовал Оргкомитет по подготовке Конгресса, возложив фактически на него функции Центрального Совета.

Срок существования Федерации в новом качестве небольшой, хотя стремление организаций к взаимному общению, обмену инфор­мацией, практикой работы сохранилось, а может быть, и увеличи­лось.

Моя задача, как Председателя Федерации, а фактически руководителя небольшого её аппарата, была - организовать его работу таким образом, чтобы он был полезен членским организа­циям.

Прежде всего, это информация о лучшей работе профсоюзов зарубежных стран, о международных нормах по правам трудящихся и, в первую очередь, работников государственных учреждений. Следует отметить практически полное незнание нашим профсоюзным активом международных норм по правам трудящихся и их объединений. Десят­ки конвенций и рекомендаций Международной организации труда

остаются неизвестными не только членам профсоюзов, но и проф- союзным работникам.

Мы пытались давать комплексные подборки по отдельным направлениям. Так, по коллективным договорам давались между­народные акты и комментарии к ним, рекомендации специалистов Международной организации труда, наиболее интересные, на наш взгляд, коллективные договоры.

По ряду наиболее влиятельных профсоюзов Запада давались информации о их деятельности и правах.

Мы пытаемся искать материалы по проблемам, которые слабо или практически совсем не разработаны в наших государствах. Так, в бюллетенях даны разработки, проведенные в США по условиям труда на компьютерах. Сейчас в наших учреждениях устанавлива­ются персональные компьютеры где угодно, без учета последствий их влияния на организм, особенно женщин.

Мы договорились в прошлом году о такой разработке с Инсти­тутом им.Эрисмана. Однако, пришлось отказаться, так как запро­сили 200 тыс. рублей, а по нынешним ценам минимум 2 млн. рублей, что нам не по карману. Оказалось, дешевле использовать международный опыт.

Другой набор информации - это аналитическая информация по положению трудящихся, их профсоюзов, в первую очередь, в наших государствах, как сейчас говорят, - ближнее зарубежье. Такие материалы направлялись, хотя, надо честно признать, что качество их еще недостаточно.

Приходится встречаться еще с таким положением, когда наши профсоюзы работают над одним и тем же документом в одиночку, растрачивая деньги и время, когда аргументацию можно разрабатывать коллективно, когда может использоваться опыт того или иного профсоюза, но не используется, поскольку он не доведен своевременно.

Реально аппарат мог бы готовить актуальные разработки, с соответствующей аргументацией, которые потом привязывались бы к конкретным условиям.

Такие возможности можно было бы использовать и при под­готовке Законов, в которых заинтересованы профсоюзы государ­ственных учреждений.

Первый опыт у нас есть - это Закон по выезжающим за границу. Мы направили его вам.

Нам представляется, он заслуживает вашего внимания, во-первых, потому, что мы заинтересованы все, чтобы зарубеж­ные профсоюзные организации выходили на наши профсоюзы, и второе - первые претенденты на увольнение - лица не коренной национальности в учреждениях, а это и потенциальные мигранты, а следовательно, дополнительные конкуренты на рабочие места.

Я не имею информации по другим государствам, но знаю, что Российский Щ профсоюза внес этот проект в соответствующие государственные органы.

В своей работе целесообразно опираться на опыт уже суще­ствующих международных объединений и, в частности, Интернационала общественного обслуживания, который функционирует уже с 1907 года. Одна из главных задач его деятельности заключается в координации деятельности членских организаций по социальной защите трудящихся. Я подчеркиваю: не аппарат Интернационала, а сами членские организации сотрудничают в рамках этого объе­динения. Задача аппарата подготовить соответствующие проекты материалов. Особенно это проявляется в рамках Европейского Экономи­ческого Сообщества, где наши родственные профсоюзы отрабатывают скоординированную позицию по экономическим и социальным вопро­сам и отстаивают её в рабочих органах Сообщества и в своих Пра­вительствах,

Уровень интеграции экономики у нас не ниже, чем там. Мало того, нет в ближайшее время никаких надежд, что наши государства могут со своей продукцией выбиться на западный рынок. Это можно проследить и на примере бывших социалистических стран Восточной Европы.

Поэтому не случайно уже начинают создаваться различные рабочие органы для координации усилий в различных отраслях.

В любом случае, будет ли вестись координация на многоступенча­том уровне или двухстороннем (и будет, видимо, и так, и так), профсоюзам не обойтись без своей координации в социальной сфере и, в первую очередь, нашим, которые полностью увязаны с финансированием из государственного бюджета.

Это реальность, которая подтверждается международной практикой.

Всё это не покушение на независимость, так как без крепкой экономики и достаточного уровня социальной защиты трудящихся не может быть никакой реальной независимости, ни необходимой стабильности в обществе.

К слову сказать, руководители предприятий всех государств уже создали свое объединение.

Представляется, что нашим профсоюзам вместе будет легче утвердиться в международном профсоюзном движении. Мы делаем сейчас все возможное, чтобы постепенно вывести их исполнительныеорганы на прямые связи со своими зарубежными коллегами.

Все это непросто. Имеет место осторожность в отношении к нам и определенная выжидательная позиция, это значительно возросшие материальные затраты, это даже трудности с оформле­нием, поскольку еще мало посольств открыто в столицах новых государств, несмотря на широкое признание. На все нужно время.

Надо искать новые формы сотрудничества, наиболее эконо­мичные и целесообразные - приглашение специалистов из-за рубежа для чтения лекций и обучения профсоюзного актива, что мы уже делаем, это профсоюзный туризм, когда в период поездки по льготным путевкам, оплачиваемым профсоюзом, можно на 1-2 дня органи­зовывать курс лекций силами местных профсоюзных организаций.

Впервые в текущем году мы сумели группу (пусть совсем небольшую) наших ребят - чернобыльцев из Беларуси и России направить в Канаду.

Кстати, канадцы заявили, что они готовы значительно расширить прием детей. Профсоюзные организации родственного нам профсоюза каждой провинции Канады претендуют на бесплатный прием детей.

Первый опыт показал, что над этими вопросами можно рабо­тать и дальше.

Аппарат, его международный отдел могут оказывать различ­ное содействие, а тут и языковая, и техническая, и хозяйствен­ная помощь в случае, если Центральные комитеты профсоюзов сами вышли на прямые контакты со своими зарубежными коллегами.

Сейчас и профсоюзы Восточной Европы, прервавшие три года назад связи с нашими профсоюзами, идут на восстановление кон­тактов. Первой была Венгерская делегация. По инициативе чело- словацкого профсоюза ведутся переговоры, пока телефонные, с нами.

Дело в том, что эйфория от событий трехлетней давности закончилась. Надежды на то, что Запад примет их с распростер­тыми объятиями, растворились тоже.

Несмотря на все трудности, профсоюзы государственных учреждений не должны быть в изоляции. Необходимо и дальше искать пути их выхода на международную арену.

И здесь большое значение имеет сотрудничество с междуна­родными профсоюзными объединениями. Я уже упоминал Интернацио­нал общественного обслуживания, численность которого насчиты­вает свыше II млн.человек.

В мае месяце в Москве была делегация Интернационала во главе с Генеральным секретарем Энгельберцем. Состоялись встречи. Достигнута договоренность о возможности сотрудничества, осо­бенно в части подготовки кадров. Договорились и о направлении ими всех материалов Интернационала. А организация эта богатая, не в пример всем нам, она привлекает к таким разработкам извест­ных специалистов, ученых, научные учреждения.

Плодотворные переговоры с Интернационалом провеши представители профсоюзов работников государственных учреждений Латвии, России.

Казалось бы просто, почему нам всем вместе (в Интернацио­нал входят и региональные организации, например, Европейского Сообщества) или в отдельности не вступить туда. Но дело в том, что взносы в Интернационал нам вряд ли по карману. Это десятки тысяч, а для некоторых организаций - сотни тысяч долларов. Я на­зываю доллары, потому что это понятней. В основном у них в швей­царских франках.

Наверное, больше выгод мы получим, если будем с нимисотрудничать, как равноправные международные организации, тем более, существует несколько аналогичных международных органи­заций другой политической ориентации (Интернационал ориентирует­ся на социал-демократов и социалистов), работа которых токе достаточно интересна.

Как известно, Ассоциация профсоюзных организаций загран-коллективов в апреле месяце начала функционировать в качестве Загранпрофсовета при Федерации. Организации за рубежом были переведены под юрисдикцию России, но членов профсоюзов невоз­можно никакими Указами подвести под юрисдикцию того или иного государства, поскольку и в Посольствах и особенно на объектах работают граждане всех государств бывшего Союза.

Что касается Российских членов профсоюзов, то мы тут полностью работаем в контакте с Российским ЦК и выполняем его поручения. Но надо иметь ввиду, что тут имеется много общих проблем, которые характерны для членов профсоюзов всех госу­дарств, тем более, что они создают свои Представительства за рубежом, и зачастую они располагаются все в одних стенах.

Правовая защита работников, выезжающих за рубеж. Как известно, проект Закона подготовлен. Готовится проект соответ­ствующих Правил, которые, думаю, пригодятся всем республикам.

Надо взять в свои руки и создание там профсоюзных орга­низаций, их взаимодействие в организации отдыха и досуга трудя­щихся. Многие вопросы можно решать коллективно через взаимо­действие профсоюзных организаций, в частности вопросы медицин­ского обслуживания, школ и т.д., имея ввиду использование уже имеющейся базы.

Решение этой проблемы в одиночку лишь увеличит валютные затраты, в том числе и расходы самих членов профсоюза.

Надо также иметь ввиду, что уже имеются проекты документов, где предусматривается сотрудничество наших государств в сооружении объектов за рубежом, то-есть интернациональные коллективы будут сохраняться.

Теперь об Уставе Федерации. Я уже информировал, что из Устава на Пленуме в декабре прошлого года исключены все пози­ции, связанные со взаимодействием с бывшими союзными структу­рами.

Сейчас Устав следует довести до кондиции в соответствии с совершенно иным характером Федерации.

Прежде всего, учитывая, что позиция Федерации склады­вается из позиций членских организаций, а не отдельных членов их выборных органов, нет необходимости в столь многочисленном Центральном Совете (около 150 человек).

Предлагается принцип - одна членская организация - один член Совета, делегированный членской организацией.

При этом проект Устава не предусматривает какого-либо утверждения членов Совета на Конгрессе. Эти вопросы должна решать сама членская организация.

Экономию средств от проведения массовых уставных меро­приятий можем направить на совместные семинары, совещания профсоюзов разных государств, то-есть, сократив Совет, не отка­зываться от создания условий для общения и обмена опытом, информацией, что, собственно, соответствует целям и задачам Международной Федерации.

 

Вопрос о Председателе или Президенте Федерации или другом наименовании должности, которая избирается на Совете, или руководителе работой аппарата. Тут возможны различные варианты, которые применяются в практике международного проф­союзного движения. Либо Президент освобожденный для этой рабо­ты, либо Президент на общественных началах - один из руководи­телей членской организации, а руководство аппаратом выполняет Генеральный Секретарь, либо вообще отказаться от Президента и председательствовать на Совете поочередно руководителям член­ских организаций, при наличии также Генерального Секретаря.

Огркомитет остановился на освобождённом Президенте. Словом, окончательное решение вопроса мы должны найти на Конгрессе.

Обязанности Президента мы фактически взяли с обязанностей Генерального Секретаря Интернационала общественного обслуживания, максимально смягчив формулировки, освободив их от слов "руковод­ство" и других, которые могут вызвать впечатление, что создается новая командная надстройка.

Хотя в Интернационале, например, действует руководящий комитет, и их такая формулировка не смущает. Но сегодня, видимо, нам к формулировкам надо относиться осторожно.

Думаю, целесообразно сохранить должность заместителя Председателя или Вице-Президента, поскольку, как показала прак­тика, без этой должности работать довольно сложно, так как любое отсутствие Президента ведет, в конечном итоге, к обезличке ответ­ственности в аппарате.

И еще одна новая норма, что Президент может быть освобож­ден Советом, если за это выступает более половины членов Совета. Ранее - не менее 2/3 членов Центрального Совета, то-есть факти­чески Председатель мог спокойно работать или не работать, таккак освободить его было невозможно.

Новая норма вполне естественна, поскольку Президент просто не сможет работать, когда против него большинство членов Совета.

Теперь о Ревизионной комиссии.

Предлагается сохранить её состав, то-есть тех членов, которые сейчас могут осуществлять свою деятельность в Федера­ции и не ушедшие в другие профсоюзы. При этом о начале ревизии Ревкомиссия объявляет всем членским организациям, и они могут направить своих представителей с правом решающего голоса.

Видимо, нет необходимости и в Положении о Ревизионной комиссии. Она также должна действовать в соответствии с Уставом.

Теперь о периодичности проведения Конгрессов. Предлагались различные варианты. Главное, на наш взгляд, чтобы он собирался по мере необходимости. Собирать его ежегодно или раз в два года лишь ради того, чтобы провести уставные, крайне дорогостоящие мероприятия, вряд ли целесообразно, в то же время предельный срок должен быть установлен. Мировая практика - один раз в 4-5 лет, в Уставе записано - раз в 5 лет.

Давайте рассмотрим этот вопрос.

О членстве во Всеобщей Конфедерации профсоюзов. У вас имеется соответствующая записка. Собственно, добавить мне особенно нечего. Только надо иметь ввиду, что у ЕКП уже есть какая-то договоренность о разделе собственности. Хотелось бы только подчеркнуть, что наша позиция, согласованная с большин­ством членских организаций, была официально доведена до руко­водства ШП.

К сожалению, руководители ШП, выступал в республиках, извращают её, что, в конечном итоге, не делает им чести. Я ду­маю, что вопрос не надо решать голосованием. Можем не входить в ШП или входить в нее частью численности тех профсоюзов, которые желают там оставаться. Собственно, и до апреля т.г. мы входили только частью численности, поскольку, например, Латвийский профсоюз отказался иметь с ним что-нибудь общее.

Можно пойти и на такой вариант, то-есть, кто желает числиться в ШП, может делать это через Совет или Федерации профсоюзов государств.

Кстати, я знаю, что на Украине идут споры - входить в Федерацию или нет. По-моему, не надо никого насиловать. Проф­союз может входить в Федерацию численностью тех обкомов или профсоюзных организаций, которые желают этого.

Такая практика существует в международных профсоюзных организациях на Западе. Но это уже вопрос Украинского проф­союза.

Теперь несколько слов о финансовом положении Федерации.

Поступление за полугодие 1,5 млн.рублей; естественно, что некоторые деньги еще не дошли, возможно, будет где-то 1,7-1,8 млн.; 800 тыс. рублей мы заработали. Ожидаемые доходы около 5 млн. рублей, конечно, едва перекроют те расходы, которые мы осуществляем с учетом огромного роста инфляции. Мы понимаем, что получаем не 1,5 процента, а где-то 0,6-0,7, то-есть отчисле­ния идут, как правило, по смете, а не факту.

Понятно, что все это происходит из-за трудностей, которые переживают членские организации, и мы прилагаем все усилия,чтобы иметь поступления помимо членских взносов. Мы резко сокра­щаем расходы, хотя они все равно растут в связи с инфляцией.

За два года аппарат сокращен с 27 человек до 12. При этом в этих 27-ми я не считаю штаты бывшего Бюро по России. Эти едини­цы целиком ушли в ЦК профсоюза.

С созданием Загранпрофсовета при Международной Федерации также возникли такие проблемы. Наша общая численность с бывшей Ассоциацией по обслуживанию загранколлективов составляла 27 еди­ниц. И там произведено значительное сокращение. А если говорить в целом, то с 54 единиц мы сократились до 24. К началу следую­щего года эта цифра уже может составить 19 единиц. Хотя резервы для дальнейшего сокращения имеются.

Мы подготовили новые предложения по размерам членских взносов, использующие международную практику. Думаю, вводить следует со следующего года, так как этот год уже сбалансирован под ожидаемые поступления. На наш взгляд, если пересчитать эти проценты по факту, а не по плану, то будет обеспечена нормальная деятельность Международной Федерации при условии, если аппарат тоже будет зарабатывать деньги.

Они предполагают, что профсоюзы численностью до 200 тыс. членов профсоюза, перечисляют 1$, а свыше 200 тыс. за первые 200 тыс. а с остальной численности - 0,5 процента.

Естественно, что те организации, которые выступили за членство в ЕКП, добавляют еще 0,25$.

Окончательное решение о размере взносов целесообразно принять на Совете, так как связывать организации решением Конгресса вряд ли целесообразно. Жизнь меняется очень быстро.

Но в целом, если говорить об отчислениях, о реальномукреплении профсоюзов, их авторитете, поддержании высокой квалификации аппарата для серьезных аргументированных пере­говоров с предпринимателями, государственными службами, то наша система отчислений членских взносов никуда не годится.

Главные проблемы социальной защиты наших категорий трудящихся решаются в основном на уровне государств, республик, Правительств, в крайнем случае, - министерств, ведомств, по местным бюджетам - на уровне областей, краев. В то же время большая часть взносов остается в первичной организации, где зачастую расходуется совершенно не на профсоюзные цели. Такого нет нигде на Западе. В большинстве родственных профсоюзов Запада все деньги поступают либо в Центральный орган профсоюза, либо в его муниципальные структуры.

Отсюда возможность западного профсоюза содержать высоко­квалифицированный аппарат, оплачиваемый гораздо лучше, чем Правительственный, поэтому и более эффективны их переговоры с Правительством и предпринимателями, так как они основаны не только на наборе требований, а на расчете и анализе.

Все это дополняется широкой системой информации. Без гласности, без информации даже крупные достижения профсоюзов не будут известны членам профсоюза, и они не будут знать, для чего они платят членские взносы.

Если говорить о наших средствах информации, то фактически все газеты настроены тенденциозно по отношению к профсоюзам.Даже газета "Труд” уже вышла из-под их влияния.

Мы вынуждены были временно приостановить и выпуск нашей газеты.

Во-первых, из-за троекратного подорожания полиграфических расходов.

Во-вторых, из-за того, что наша фирма "Профит", которая финансировала в основном газету, переживает трудности из-за неплатежеспособности большинства хозяйственных структур и предприятий.

Отказа учреждений связи в распространении газеты, а для того, чтобы она была самоокупаемой, необходим тираж минимум 90-100 тыс.экземпляров.

Ну, конечно, то, что, не имея достаточной информации с мест, газета слабо освещает достижения профсоюзов, а создать в короткое время корреспондентскую сеть просто невозможно.

И все же нельзя окончательно отказаться от газеты, имея ввиду, что в будущем,так или иначе, издание должен иметь каждый профсоюз, если он намерен сохранить своих членов проф­союза.

Заканчивая свое выступление, надеюсь, что делегаты выскажут свои соображения по поставленным вопросам.